Технология SWOT – инструмент стратегического анализа, использующийся для оценки конкурентоспособности продукта компании. SWOT анализ предполагает:
- Анализ внутренних ресурсов и внешнего окружения;
- Анализ рынков и оценить конкурентоспособность;
- Конкурентное преимущество для продукта компании.
SWOT анализ включает в себя четыре секции, каждая соответствует первой букве аббревиатуры.
- Strong – сильные стороны,
- Weak – слабые стороны,
- Opportunity – возможности,
- Threat – угрозы.
[adsense1]
Задача SWOT анализа – определить:
- Общее представление о положении товара на рынке;
- План действий для повышения конкурентоспособности продукта;
- План действий по росту продаж и прибыли компании.
SWOT анализ может проводиться для:
- Товаров или услуг;
- Группы товаров;
- Целой компании;
- Проекта;
- Страны, региона;
- Личности;
- Для конкурентов.
За неделю до SWOT анализа необходимо найти ответы на следующие вопросы:
А. Анализ положения компании на рынке:
- Какие свойства особо ценятся на рынке?
- Кто целевой потребитель компании?
- Что потребитель думает о товаре компании?
- Основные причины покупки и отказа?
Б. Конкурентный анализ:
- Кто основные конкуренты?
- Какие товары, где и как они предлагают?
- Что потребитель думает о конкурентах?
- Основные причины покупки и отказа?
В. Оценка тенденции:
- Динамика рынка;
- Изменение экономики;
- Новые конкуренты;
- Политико-правовая среда;
- Развитие технологий;
- Предпочтения потребителей;
- Медиаканалы;
Описывая сильные и слабые стороны товара, вы описываете внутренние ресурсы компании. Сильные стороны – то, в чем вы лучше конкурентов:
- конкурентные преимущества;
- почему покупают товар?
- то, что обеспечивает более высокую норму прибыли.
Слабые стороны – все то, в чем вы хуже конкурентов:
- недостатки товара;
- почему не покупают товар?
- то, что приносит потери и снижение прибыли.
Где искать сильные и слабые стороны?
Начинайте со свойств товара. Проанализируйте его свойства и функциональные характеристики. Поймите, по каким параметрам товара вы лидер, а где – аутсайдер.
- Упаковка. Обратите внимание на внешний вид товара. Привлекательная, современная упаковка может стимулировать пробные покупки. Удобная упаковка может способствовать повторным покупкам. Яркая, запоминающаяся и не похожая на конкурентов упаковка может привлекать к себе внимание.
- Имидж бренда. Оцените сформировавшийся имидж бренда. Есть ли у вашего товара устойчивые ассоциации, которые позволяют товару выглядеть лучше в глазах покупателя? Возможно, товар вызывает негативные эмоции у клиента. Какие? И почему?
- Знание и лояльность. Высокое знание товара упрощает выбор клиента, является элементом доверия к товару. Высокая лояльность отвечает за повторные покупки.
- Широта ассортимента. С одной стороны, широта ассортимента обеспечивает клиенту выбор и разнообразие. С другой стороны, повышает затраты на управление запасами.
- Цена. Оцените гибкость в отношении ценовой политики. Есть ли у вас возможность устанавливать высокие цены без потери потребителей? Или же ваша аудитория очень чувствительна к изменениям цен?
- Технологии. Обладает ли компания технологическим преимуществом, позволяющим снижать затраты, повышать эффективность работы и качество товара? Есть ли у вашей компании патенты, защищающие товар от копирования?
- Себестоимость. Возможность производить продукт сопоставимого качества, но по более низкой цене, чем конкуренты – сильная стороны.
- Распределение. Есть ли каналы продаж, в которых товар представлен на низком уровне? Это слабые стороны. Монополизация канала продаж или лидерство в нем – сильные стороны.
- Представленность в РТ. Имеет ли товар хорошую выкладку на полке в магазине? Какую долю полки занимает товар в сравнении с конкурентами?
- Инвестиции в развитие. Оцените возможность инвестиций компании. Способность инвестировать в рекламу, в персонал, в исследования, в технологии и разработки выше уровня рынка – сильные стороны компании.
- Методы продвижения. Оцените эффективность продвижения товара. Лидерство или низкая конкуренция в используемых каналах коммуникации – сильная сторона. Уникальная стратегия продвижения – сильная сторона.
- Гибкость. Может ли компания быстро приспосабливаться к новым рыночным реалиям?
- Персонал. Оцените качество персонала компании. Квалификация сотрудников, опыт работы, производительность, уровень мотивации и текучки кадров.
Систематизируйте полученную информацию. Составьте свой собственный список параметров: скорость обслуживания, квалификация персонала, расположение офиса, качество продукта, возможность выбора, присутствие на профвыставках. Отметьте в списке ключевые факторы своего успеха в сегменте. По каким факторам вы лучше или хуже конкурентов?
Возможности и угрозы
Описывая угрозы и возможности для товара, вы описываете влияние внешней среды на деятельность компании. Возможности – то, что позволяет компании увеличить объем продаж или нарастить прибыль (источники роста, пути снижения затрат). Угрозы – то, что может снизить объем продаж или уровень прибыли компании в будущем.
Существует 11 ключевых точек роста продаж или прибыли компании:
- Новые рынки сбыта. Какие новые регионы продаж может охватить ваша компания?
- Новые товарные группы. Подумайте над расширением бизнеса. В каких новых сегментах рынка компания может расширить свое присутствие?
- Новые потребители на существующих рынках. Какая группа клиентов еще не покупает товар компании? Как их привлечь? Что улучшить в текущем товаре? Или выпустить новый продукт? Можно ли больше продать текущим клиентам?
- Новые потребности текущих клиентов. Есть ли у текущих покупателей потребности, которые еще не охвачены компанией? Как для текущих клиентов можно расширить ассортимент?
- Частота использования продукта. Как сделать так, чтобы существующие клиенты покупали товар чаще и пользовались им постоянно? Как увеличить общую сумму покупки текущих клиентов?
- Технологический апгрейд. Какие технологии существуют для того, чтобы создавать, производить и распространять товар дешевле?
- Дешевые способы рекламы. Существуют ли медиаканалы с низкой конкуренцией? Появились ли медиаканалы с более низкой стоимостью контакта с ЦА (целевая аудитория)?
- Более легкий доступ к ЦА.
- Ослабление госрегулирования. Прогнозируется ли изменение политико-правого влияния в отрасли? Ввод новых льгот или субсидий?
- Улучшение экономики. Прогнозируется ли улучшение экономической стабильности в отрасли? Ожидается ли рост благосостояния аудитории?
- Прогнозируется ли уход крупных игроков с рынка?
Где искать угрозы для бизнеса:
- Изменение поведения ЦА. Как могут измениться предпочтения аудитории через 5 лет? Изменится ли стиль жизни? Поведение при выборе продукта компании? Может ли аудитория начать использовать товар по-другому? Могут ли эти изменения привести к отказу от товара?
- Изменение размера ЦА. Есть ли предпосылки для сокращения целевой аудитории в будущем?
- Ослабление экономики. Ухудшение экономического состояния страны и благосостояния покупателя часто является причиной роста чувствительности к цене и может привести к отказу от потребления продукта.
- Ужесточение правовых норм. Ужесточение регулирования отрасли со стороны государства, ввод дополнительных налогов и увеличение пошлин может значимо повысить затраты существования на рынке.
- Рост затрат, повышающий рост цен. Если прогнозируемый рост себестоимости выше, чем возможное повышение цен, то это первый сигнал к снижению прибыльности отрасли.
Составьте свой собственный список угроз и возможностей. Оцените вероятность возникновения каждого фактора и его возможный вклад в продажи и прибыль компании. Проранжируйте все факторы по степени влияния на продажи или прибыль.
Сделайте выводы и составьте план действий. Дополнительную информацию можно посмотреть в Википедии.
На самом деле в этой статье есть много полезного для предпринимателей разного уровня. С другой стороны узнав причину недостаточного развития бизнеса, нужно узнать способы ее решения. Поэтому думаю продолжить ознакомление с бизнес-развитием на страницах этого сайта.
Инетересно, можно ли применить такой анализ к интернет бизнесу? Например к группе вк или аккаунту в инсте, с которых продаются товары.
Почему бы нет? Раньше не думал об этом, но суть не сильно меняется, если речь идет об интернет-бизнесе. Любой продукт или товар можно анализировать с точки зрения качества и конкурентоспособности.