Анализ отчета о финансовых результатах (отчет о прибылях)

Отчет о финансовых результатах, который также часто называют отчетом о прибылях и убытках, будет первым, который вы увидите в ежегодном отчете компании для комиссии по ценным бумагам США (SEC).

В нем, как правило, содержатся цифры, которые потом подвергаются самому бурному обсуждению. Это прибыль, доходы и прибыль на акцию (EPS). Если говорить очень упрощенно, отчет о финансовых результатах показывает, сколько компания заработала (доходы), сколько потратила (расходы) и разницу между ними (прибыль) за определенный период времени.

Анализ отчета о финансовых результатах позволяет инвестору понять, насколько успешно компания ведет бизнес, или проще говоря – делает компания деньги или нет.

Опять же если говорить обобщенно, то очевидно, что компания должна получать денег больше, чем тратит, иначе такой бизнес долго не протянет. Акции компаний, которые успешно оптимизируют свои расходы и постоянно повышают доходы, всегда привлекают инвесторов и растут в цене.

Доходы

Доходы (Revenue), так же часто называемые просто продажи (sales) – обычно самая простая часть отчета о прибылях и убытках. Обычно инвесторы фокусируются на сумме всех доходов за определенный период, хотя большие компании часто разбивают эту часть отчета на разделы по сегментам (географические, индустриальные) и подразделениям.

Суммарные доходы компании в отчете о прибылях и убытках

Лучший способ для компании повысить свою прибыльность – это повышение доходов с продаж. Например, Starbucks Coffee имели довольно агрессивные планы развития своей сети до 20 тысяч кофеин в 2003 году, а в 2014 у них уже было открыто по всему миру более 21 тысячи кофеин. Постоянный стабильный рост доходов позволил компании достигнуть таких результатов.

Больше всего ценятся регулярные доходы. Временные всплески продаж, например, после удачной рекламной компании, ценятся меньше.

Расходы

В этом разделе много всего интересного, но существует две основных статьи расходов – это себестоимость реализованной продукции и продаж(cost of goods sold (COGS), cost of sales) и общие и административные расходы (general and administrative expenses (SG&A)).

Себестоимость продаж и продукции в отчете о финансовых результатах

Себестоимость реализованной продукции напрямую связана с генерированием доходов. Эта статья расходов показывает, сколько стоило производство товаров и сервисов, которые предоставляет клиентам компания. Например, если Wal-Mart платит поставщикам $4 доллара за коробку мыла, которую потом продает за $5, то $4 доллара и будут себестоимостью продукции.

Далее идет категория «общие и административные расходы». Здесь речь идет о средствах, которые были потрачены на организацию бизнес-процессов. Сюда также входит амортизация и обесценившиеся активы.

Помните, что в высокотехнологических компаниях такие статьи расходов, как исследования и разработка (research and development) являются жизненно важными для их будущего развития и лучше, если компания их не урезает.

Ну и есть еще финансовые расходы (financial costs), куда входят налоги, выплаченные проценты по долговым обязательствам и прочее.

Прибыль = доходы – расходы

Прибыль, если очень просто, равняется разнице между всеми доходами и расходами. Однако есть несколько подкатегорий, которые могут подсказать инвестору более точно, насколько хорошо идут дела у компании.

Валовая прибыль (gross profit) рассчитывается, как разница между доходами от продаж и себестоимостью продаж. Если снова вернуться к примеру с Wal-Mart, то прибыль от продажи коробки с мылом в $1 доллар и будет являться валовой прибылью.

Валовая прибыль в отчете о финансовых результатах на примере компании Apple

Компании, которые имеют высокую валовую маржу, будут иметь больше денег для развития бизнеса, и на исследования и разработку новых продуктов и сервисов. Поэтому всегда обращайте внимание на тренды в этих подкатегориях. Если валовая прибыль со временем уменьшается, то это не к добру и в итоге компания может столкнуться с серьезными финансовыми проблемами.

Операционная прибыль (Operating Income or Loss) рассчитывается, как разница между доходами и себестоимостью продаж плюс административные расходы. Эта цифра показывает, сколько компания заработала от основного вида деятельности. Сюда могут не входить некоторые операции, которые не связаны с центральным направлением деятельности фирмы.

Операционная прибыль в отчете о прибылях и убытках компании

Высокая операционная маржа (рентабельность) может означать, что компания эффективно управляет расходами или что доходы растут быстрее, чем операционные расходы. Операционная прибыль также дает инвестору возможность сравнить прибыльность компаний, которые не раскрывают отдельно себестоимость товаров и продаж.

Операционная прибыль показывает, сколько компания тратит денег, и многие считают этот показатель более надежным, чем данные о чистой прибыли, поскольку этими цифрами сложнее манипулировать.

Чистая прибыль (net income) обычно показывает прибыль компании после вычета всех расходов, включая финансовые. Чаще всего, когда говорят о прибыльности компании, имеют в виду именно это значение.

Чистая прибыль на примере отчета о финансовых результатах компании Apple

Когда компания показывает высокие прибыли, то, очевидно, это означает, что она успешно ведет свой бизнес и имеет некоторые преимущества перед конкурентами. Компании с высокими прибылями имеют хорошую «подушку безопасности» в финансовом смысле и легче переживают трудные экономические времена. Более того, во время экономических спадов и кризисов такие компании, как правило, вытесняют более слабых конкурентов и увеличивают свою долю на рынке.

Вывод

Отчет о финансовых результатах может дать вам много важной информации о компании. Растущие продажи свидетельствуют о сильных фундаментальных факторах. Повышающаяся маржа говорит о высокой эффективности менеджмента компании. Однако эти данные нужно всегда рассматривать вместе с аналогичными отчетами основных конкурентов, чтобы иметь полное представление о ситуации на рынке.

(Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш коментарий будет опубликован после проверки.